Горное ассорти




Прямой угол



Прямой угол - Angle dequerre, angle droit. ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОРТАЛ РОССИИ. КОПИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО

В помощь молодому исследователю горного производства.



Около 900 докторов и более 18 тыс. кандидатов наук выполняют научные исследования по всем разделам и направлениям горных наук применительно ко всем отраслям и видам горного производства более чем в 100 научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтах и более чем в 60 вузах страны. Ежегодно в стране защищаются более 1000 кандидатских и докторских диссертаций в области горных наук, готовится несколько тысяч аспирантов очной и заочной подготовки, а вместе с ними тысячи студентов горных вузов и факультетов страны приобщаются к научным исследованиям, выполняемым коллективами ученых (аспирантура, соискатели, УИРС, НИРС и другие формы) . Как и другие виды деятельности человека, научная деятельность является профессией и, следовательно, для этого необходима профессиональная подготовка, осуществляемая в основном в аспирантуре. К сожалению, учебные программы аспирантской и, тем более, инженерной подготовки не предусматривают целеустремленно направленного изучения ряда общенаучных и специальных дисциплин, крайне необходимых для полноценного формирования молодого научного работника как исследователя. Наибольшие затруднения в этом плане испытывают аспиранты заочной формы подготовки, индивидуальные соискатели и студенты вузов. В помощь им, а также их молодым руководителям на основе обобщения опубликованной научно-методологической литературы и личного опыта ниже излагаются сведения, поясняющие значение логики, научных законов и закономерностей, теории, опыта и экспериментов, процесса познания научных истин, формулировки научных проблем и научных задач, план научной работы применительно к проблемам горных наук. Наука это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука (понятие) включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. В ходе исторического развития наука превратилась в произодительную силу общества и важнейший социальный институт. Непосредственные цели науки описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле слова теоретическое отражение действительности. Наука как производство знания представляет собой весьма специфическую форму деятельности, существенно отличную как от деятельности в сфере материального производства, так и от других видов собственно духовной деятельности. Если в материальном производстве знания лишь используются в качестве идеальных средств, то в науке их получение образует главную и непосредственную цель, независимо от того, в каком виде воплощается эта цель в виде ли теоретического описания, схемы технологического процесса, сводки экспериментальных данных или формулы какого-либо препарата. В отличие от видов деятельности, результат которых бывает заранее задан до начала деятельности, научная деятельность называется таковой лишь постольку, поскольку она дает приращение нового знания. Развитию науки свойствен кумулятивный характер: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в ее общий фонд, не перечеркиваясь последующими успехами познания, а лишь переосмысляясь и уточняясь. Логика исследований. Логика наука о формах и законах правильного мышления, приводящего к достижению (познанию) истины. Незнание логики делает исследователя беспомощным. Нередки случаи, когда выводы не следуют из посылок, понятия неточны, доказательства многословны и сумбурны. Работа исследователя будет плодотворной, если он путем сравнений, сопоставлений фактов, обобщений и т.п. делает выводы не только о том, что непосредственно воспринимается, но и о том, что непосредственно воспринять нельзя. Известны четыре закона логики: тождества, противоречия, исключения третьего и достаточного основания. Познать процессы, явления значит найти законы их развития и изменения, уметь их использовать в интересах исследователя. Использование законов логики обеспечивает получение исследователем верного вывода в результате рассуждений по теме исследования. Закон тождества требует, чтобы всякому понятию в течение определенного мыслительного акта придавалось и то же значение; нельзя произвольно и беспричинно менять содержание и объем понятий. Закон противоречия утверждает истинность одной из двух противоположных мыслей, взятых в одном и том же смысле, времени и отношении. Доказав истинность одной из них, мы тем самым отвергаем другую. Закон исключения третьего. Логичными о каком-либо предмете или явлении могут быть два суждения, одно из которых что-либо утверждает, а другое отрицает. Этот закон лежит в основе широко применяемых так называемых косвенных доказательств. Закон достаточного основания заключается в обосновании всякой правильной мысли другими мыслями, истинность которых доказана; наши мысли в любом рассуждении должны быть внутренне связаны между собой, вытекать одна из другой, обосновывать одна другую. Форма мысли, в которой отображается наличие или отсутствие какого-либо признака или связи у предмета или явления, называется суждением. Известны категорические, условные (если будет прибор ставим опыт), разделительные, утвердительные, отрицательные, проблематические и другие суждения. Целостная совокупность суждений (т.е. мыслей, в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта), ядром которой является суждение о наиболее общих и в то же время существенных признаках исследуемого объекта, называется понятием. Носители понятий слова и термины. И хотя понятия итог познания предмета, явления, они постоянно изменяются, уточняются, углубляются и совершенствуются по мере развития науки, техники, производства. Любая наука представляет собой стройную систему взаимосвязанных понятий и все они должны быть на каждый период времени доступны пониманию специалистов, иметь, как правило, однозначное толкование. Мышление начинается там, где имеется проблемная ситуация. Сочетание нескольких мыслей, позволяющее из имеющихся мыслей получить в результате логического действия новое знание, называется умозаключением. Умозаключение является элементом творческого процесса исследования, выраженного в переработке опыта, накоплении знаний, их обработке и выведении с доказательством необходимости этих новых понятий. Умозаключения имеют разновидности. Основными среди них являются: индукция умозаключение от частного (единичного) к общему (как правило, оно нуждается в практической проверке); дедукция умозаключение от общего к частному; аналогия вывод о сходстве двух предметов, явлений. Логический прием (метод исследования), состоящий в том, что изучаемый предмет расчленяется на составные части (признаки, свойства, отношения), каждая из которых изучается в отдельности, называется анализом. Анализ должен завершаться изучением явления во всем многообразии его свойств и связей. Мысленное соединение частей предмета, расчленного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого называется синтезом. Анализ и синтез совершаются в связи с другими логическими приемами обобщением, абстрагированием, сравнением. Обобщение - логический прием, с помощью которого производится мысленное выделение каких-либо отличительных черт, присущих данному классу предметов или явлений, и формулирование вывода, который распространяется на каждый отдельный предмет. Абстрагирование выделение существенных признаков и свойств конкретного предмета или явления. Сравнение установление сходства и различия явлений и предметов. Классификация распределение предметов, явлений, процессов на взаимосвязанные классы, согласно наиболее существенным признакам, по их сходству. Каждый класс это соединение сходного и разъединенние разнородного. Правильно составленная классификация, отобразив закономерности развития классифицируемых объектов, вскрывает связи между изучаемыми объектами и помогает исследователю ориентироваться в работе, а также служит для обобщающих выводов и прогнозов. Составление классификации подчиняется следующим правилам*: следует принять одно и то же основание, объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса (соразмерность деления), члены классификации должны взаимно исключать друг друга (не вводить сразу в два класса), подразделение на подклассы должно быть непрерывным. В научной классификации необходимо применять индукцию и дедукцию в их диалектическом единстве. Классификации бывают естественными (в основе которых находится существенный признак, определяемый природой изучаемых предметов и явлений) и искусственными (в основе произвольный признак, выбранный исследователем). В горных науках, как правило, классификация изучаемого явления или процесса производится на начальной стадии исследования по избранной теме. В процессе работы исследователю постоянно требуется что-то доказывать, подтверждать. Доказательство прием, к которому прибегают, чтобы убедить в правильности тезиса, достоверности познания. Всякое доказательство есть вывод истинности доказываемой мысли из других мыслей, признанных истинными. Оно состоит из тезиса мысли, которая требует доказательства, довода мысли обоснования и демонстрации логического рассуждения, в процессе которого из доводов выводится истинность тезиса. Доказательства бывают прямые (основание и доказательство являются истинными положениями) и косвенные (истинность тезиса обосновывается посредством опровержения истинности противоречащего ему положения). Для того чтобы доказательство завершилось успехом, нужно пользоваться правилами доказательства, которые определяются законами логики. Основные ошибки доказательства обычно связываются с неясностью тезиса, а также с неправильностью или ненадежностью оснований доказательства. О гипотезе, теории, законе, опыте, экспериментах. Научное исследование можно охарактеризовать как процесс, начинающийся с некоторых посылок гипотеза (гипотеза догадка) о факте, в настоящее время недоступном для обнаружения (предложение в научном исследовании). Если устанавливается новый факт или делается новый вывод и они явно не согласуются с ранее принятым объяснением, то возникает необходимость выдвинуть новую гипотезу, которая учитывала бы как новые, так и ранее существовавшие условия и объясняла бы их вместе. Важнейшее значение в решении задач горного дела имеет научное предвидение, выдвижение гипотез, предположений. Правильный прогноз - одна из высших форм научного предвидения. Наши возможности научно обоснованного предвидения (не имеется в виду необоснованная фантазия) ограничены диалектическими законами эволюции производства и экономики. Следует помнить, что знания, на основе которых создаются прогнозы, происходят из сравнительно ограниченной области прошедшего опыта. По этой причине многие предсказания и гипотезы действуют краткое время и рушатся или видоизменяются под влиянием новых факторов. Наукой и техническими усовершенствованиями, особенно в СССР, занимается очень большой круг людей, в принципе все общество. Каждодневно появляются новые достижения в различных отраслях науки производства. Предположения и гипотезы горных наук, созданные в отрыве от достижений, например, в области энергетики, машино- и приборостроения, экономики и т.п., могут приводить к чрезвычайно быстрому старению гипотезы, а решения к выдвижению гипотез, не удовлетворяющих прогрессу. Следует признать, что в горных науках число научно обоснованных гипотез и прогнозных предположений пока еще крайне мало, а жизненность и степень доказательности некоторых предложенных решений невелики. Отсутствие обоснованных предположений и гипотез довольно Часто приводит к тому, что отдельные научные работы не имеют главного руководящей технической идеи, которой были бы подчинены все частные наблюдения, обобщения, расчеты и эксперименты. Конечно, в научной деятельности возможны изучение и систематизация явлений и фактов, наблюдаемых в природе и производстве без заранее заданной гипотезы. Могут иметь место и случайные открытия или установление закономерностей, предположения или гипотезы, существование которых заранее не предполагалось. Такого рода поисковые работы встречаются в науке, однако они не могут служить основной формой научной деятельности. Следует, конечно, принципиально различать идейную направленность научной работы, наличие гипотез, с одной стороны, и идеализацию, беспредметное упрощенчество природных и производственных явлений с другой. В горных науках имелось немало случаев, когда в качестве научно доказанных выдвигались положения, основанные на математически или экономически обработанных условиях предположениях, не связанных с объективно существующими производственными и природными явлениями и фактами (например, при неудачном пользовании аналитическим методом в решении горных задач). Их авторы, не будучи в состоянии охватить математическим аппаратом всю сложность и многогранность задачи, идеализировали условия настолько, что получаемые решения не отражали объективно существующих закономерностей и приводили к неправильным выводам. Подобные работы далеки от настоящей горной науки. Гипотезы, ставшие теориями, выражают всеобщие и необходимые отношения, хотя и существуют только в условиях, проявившихся в процессе их проверки. Основу гипотезы составляют положения, установленные экспериментально, в силу чего она опирается на объективную реальность. Сама же гипотеза является рассудочным построением, нуждающимся в экспериментальной проверке. Под теорией понимается: гипотеза, которая получила определенное подтверждение; систематизированный комплекс знаний, включающий факты, законы, выводы и т.п., которые могут быть истолкованы на основании каких-то представлений. Теория это научное единство знаний, в котором факты и гипотезы связаны и подводятся под общий закон. Открытие законов или закономерностей основная цель научного исследования. Опираясь на законы и закономерности, наука получает возможность не только объяснять существующие факты и события, но и предсказывать новые. Закон в науке это положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области. Чтобы сформулировать закон науки, необходимо абстрагироваться от всех несущественных связей и отношений изучаемой объективной деятельности и выделить лишь связи существенные, повторяющиеся и необходимые. Эмпирические законы, полученные из опыта, имеют лишь относительное значение, поскольку они действительны только при определенных условиях и определенных предпосылках. Как известно, практика критерий науки, т.е., чтобы наука была достоверной, она должна сводиться к опыту, но познание не должно останавливаться только на опыте. В целях науки опыт должен быть упорядочен, проверен, объединен, исправлен и дополнен с помощью мышления. Основой горной науки и источником существования являются факты горного производства, экспериментов и натурных наблюдений. Недооценка роли непосредственных наблюдений и экспериментов, преувеличение роли абстрактного мышления в науке вообще, и в горных науках в особенности, приводят к неверным умозрительным выводам. В горных науках распространены исследования, в которых экспериментаторы, опираясь на факты в развитии техники, технологии и экономики горного производства и передовой опыт, делают технико-экономические выводы о целесообразных направлениях дальнейшего прогресса. Однако среди работ данного направления имеются и такие, в которых при широком использовании действительных фактов и примеров не определено главное тенденции и направления развития технических средств, технологии или организации работ. Только факты без теоретического обобщения не составляют науки, сколько бы в них ни было собрано и приведено действительных примеров из производства; все это лишь груда сырого материала, не составляющая науки. Среди части работников горного производства и горной науки все еще имеет место недопонимание этого положения, что наносит ущерб науке и производству. Науки вообще, и горные в частности, решают свои задачи путем изучения фактов и опыта, теоретического их обобщения и затем практической проверки соответствующих положений и выводов. При этом действительность отражается в форме абстрагированных понятий и положений, обобщенных в виде теорий, гипотез, законов, закономерностей и т.п. Только с помощью научной абстракции и теоретического мышления горняки могут отвлечься от случайных фактов, от случайных связей в изучаемых явлениях, процессах или технологиях, могут проникнуть в их глубину и установить объективные закономерности, лежащие в основе изучаемых явлений и понятий. Формы практической связи горных наук и горного производства весьма разнообразны. Существует как непосредственная взаимосвязь, учитывающая текущие нужды науки и производства, так и перспективная. Форма непосредственной связи, при которой наука решает неотложные и, можно сказать, частные задачи производства, крайне необходима для практики социалистического строительства. Однако законы развития науки таковы, что научная мысль должна намного опережать непосредственные запросы производства. Проблемные вопросы решаются обычно горными науками посредством рекомендаций, осуществляемых через проекты новых и реконструируемых объектов горного производства. Здесь горной науке необходимо ставить и решать вопросы, практическое осуществление которых оказывается возможным только через десятилетия по мере развития горных работ. Такие факты в развитии горной науки крайне полезны и необходимы. Эта форма связи науки и производства имеет важнейшее значение как фундамент технического прогресса горной промышленности и должна всемерно развиваться. Обычно, характеризуя те или иные проекты, оперируют прежде всего такими понятиями, как стоимость и сроки реализации. Однако главным в содержании проекта является цель, ради которой он выполняется. Поэтому для заказчиков, а также для разработчиков и исполнителей каждого конкретного проекта главная цель достижение поставленной перед ними цели. Но и этого не всегда оказывается достаточно. Ведь крупные проекты затрагивают многие стороны нашей жизни, и их реализация может иметь серьезные и долгосрочные экономические и социальные последствия. Все эти факторы и возможности должны тщательно анализироваться на этапах разработки и реализации проекта. Общество во все большей степени осознает объективную необходимость детальных и всесторонних оценок крупных проектов. При этом характерным является понимание того факта, что размер потерь от реализации проекта в некоторых (пусть даже очень редких) случаях может значительно превысить как затраты на сам проект, так и эффект от его удачной реализации. Отсутствие социальной экспертизы крупномасштабных проектов может приносить большие экологические и человеческие издержки. Надо свести их К минимуму или полностью исключить. Иначе говоря, впервые комплексно и на государственном уровне поставлена серьезнейшая социально-экономическая задача: создать объективный и надежный механизм исключения нежелательных последствий на базе всесторонней экспертизы крупномасштабных проектов. Такая постановка является, безусловно, своевременной и служит своего рода вызовом для ученых и специалистов, связанных с управлением НТП в стране. Как же должна реализовываться эта задача? Что необходимо для ее решения? Прежде всего обратимся к проблеме отбора новшеств (авангардных технологий, перспективных моделей и образцов новой техники, изобретений, передовых идей и т.д., часто объединяемых сегодня единым понятием инновации), обеспечивающих прорывы, революционные изменения на всех направлениях науки и техники с целью их первоочередного включения в сферу практической реализации. Экспертиза, оценка и отбор - действия взаимосвязанные. Оценку и отбор наиболее удачного решения среди множества альтернативных вариантов можно осуществлять только на базе глубокой и всесторонней экспертизы. При этом должна творчески использоваться вся доступная отечественная и зарубежная научно-техническая, технико-экономическая, социальная информация независимо от ее ведомственной принадлежности и места хранения. Насколько эффективно и- надежно? Как и кем формулируются альтернативы, определяющие многовариантный характер анализа задач? Нет ли волюнтаризма в формировании самих групп оценщиков? В системе оценки и отбора проектов нужен целостный, единый и универсальный механизм, который бы скрупулезно и методично просеивал инновационные предложения и альтернативы. Только прошедшие такую экспертизу проекты могут выноситься на рассмотрение высших органов управления (Госплан, Совет Министров) . При этом оппонентами во время рассмотрения должны выступать представители государственной экспертизы. Для горных наук обязательна строгая доказательность и проверка опытом и экспериментом всех главных решений и выводов. Ни одно научное положение не может быть принято, если оно не доказано или не основано на конкретной практике. Вместе с тем не всякое положение науки может быть подвергнуто непосредственному испытанию в данный момент практикой, опытом или лабораторным путем (например, научные решения по вскрытию залежей и по системе их разработки проверяются на первом этапе через проектные решения). Проверка практикой рано или поздно происходит при реализации проектов и конструкций, в результате чего уточняются или меняются научные представления, послужившие базой для первоначальных решений. Первоначальные знания о происходящих в мире изменениях мы получаем через наблюдение (систематическое и планомерное восприятие, проводимое с определенной целью при изучении какого-либо объекта) . Хорошему наблюдателю необходимо понимать задачи наблюдения, обладать предварительными знаниями (литературные источники, отчеты) о предмете, вести наблюдения по предварительному плану с достаточной полнотой и глубиной. К эксперименту приступают после того, как наблюдение процессов в их естественном виде уже закончено и можно создать условия возникновения процессов и вмешаться в ход их развития. Эксперимент имеет две фазы. В первой фазе вызывается появление предполагаемых объективных условий, во второй констатируются результаты развития процессов в созданных условиях. В отличие от наблюдения в эксперименте объект исследования ставится в искусственные условия для изучения его с разных сторон под влиянием разных факторов, т.е. экспериментатор задает вопросы и заставляет природу отвечать на них. Для этого следует: изолировать объект от несущественных и побочных явлений; многократно воспроизводить ход процессов в определенных условиях по заданной программе; планомерно изменять условия эксперимента. Эксперимент можно делать на модели (форма и средство научного познания), представляющей собой систему, находящуюся в определенных отношениях с натурой. Модели могут быть мысленные и материальные, но в обоих случаях должно быть теоретическое обоснование моделирования. К сожалению, моделирование как таковое, особенно разработки принципов моделирования, в горных науках развиты недостаточно. Исследователь, выступая в качестве экспериментатора, размышляет уже над имеющимися фактами с целью создания своих гипотез, находит необходимые условия, в которых нужно подвергнуть знания проверке, тогда как в качестве наблюдателя он сосредоточивает свое внимание на регистрации и собирании фактов. Исследование и раскрытие противоречий горного производства важное условие прогресса горной науки, задача которой состоит в том, чтобы выявить тенденции развития противоречий и на этой основе определить общее направление процессов развития горного дела. Процесс познания при исследовании. Представление о том, что такое данный предмет или явление, дают философские категории содержания и формы. Содержание это совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет или явление. Форма это структура, организация содержания, внутренне ему присущая. Содержание и форма неотделимы друг от друга, они едины. Содержание определяет форму, так как первое отличается большей активностью и в силу присущих ему противоречий постоянно развивается; при изменении содержания изменяется и форма. В то же время форма активно воздействует на содержание, способствует развитию последнего или тормозит его. Например, форма организации научно-исследовательских работ может Способствовать или тормозить исследовательскую работу коллектива, что в силу бюрократической постановки встречается очень часто. Исследователь при изучении явлений должен быть связан с выявлением категорий причины и следствия. Как известно, всякое явление имеет свои естественные причины и вызывает определенные следствия, т.е. служит источником других явлений. Именно поэтому всякое исследование необходимо начинать с установления причинно-следственных отношений. Причиной называется явление или группа взаимодействующих явлений, вызывающая новое явление. Явление, возникшее в результате действия причины, называется следствием. Причину нельзя смешивать с поводом. Повод событие, предшествующее следствию и давшее толчок к его действию. Причину следует отличать от условий, в которых она действует. Причинность имеет всеобщий, универсальный характер. Необходимость и случайность могут превращаться друг в друга. Необходимость главное направление, тенденция развития, но пробивает себе дорогу через массу случайностей, которые дополняют необходимость, представляют собой форму ее проявления. Исследователь должен ориентироваться на познание необходимости. Всякая необходимость сначала существует в форме возможности, которая превращается в действительность только при наличии благоприятных условий. Предпосылки для возникновения нового, имеющиеся в существующем, получили название возможности. Действительность это реализованная возможность. Абстрактная возможность возможность, которая в данных условиях не может быть реализована. Реальная возможность осуществима. Научный метод точный способ, выработанный логикой для достижения знания. Он включает несколько неразрывных фаз: фазу подготовки, когда обосновывается и всесторонне обдумывается предмет исследования; фазу исследования, в которой открываются новые объективные процессы или новые стороны в уже познанных процессах; фазу доказательства установление рациональных связей и экспериментальное их подтверждение, и фазу объяснительную в ней результаты шлифуются, чтобы стать материалом для рекомендаций, проектов и новых исследований. Методы и средства научного исследования имеют первостепенное значение в развитии науки. Отсутствие метода исследования, даже при наличии гипотезы, ставит работу на грань произведения искусства, но не науки. Подготовка молодого научного работника, как известно, предусматривает прежде всего приобретение им определенного минимума знаний и, главное, освоение основных методов и средств научных исследований в избранной области науки. Овладение методами исследований означает подготовленность к самостоятельной научной работе. Наука не может развиваться без одновременного развития методов и средств научных исследований. Универсального метода не существует; более того, каждая проблема и научная задача для решения требуют своего метода. Сюда входят самые различные теоретические и эмпирические приемы, применение которых ведет к решению поставленной задачи. Исторически установлено, что метод есть разработанная самим исследователем схема упорядоченных последовательных операций, которые зависят от характеристик объекта исследования и определяют правила процесса познания. Процесс научного познания состоит из непрерывной и последовательной постановки ряда научных вопросов на основании данных предыдущих исследований путем теоретического развития и экспериментирования. В горных науках решение конкретной познавательной задачи требует применения различных методов. Совокупность этих методов образует схему последовательных операций в познавательном цикле исследования. Каждая операция осуществляется при условии совершенствования всех предшествующих ей операций. Принципиально методика любого исследования может быть представлена следующим циклом операций: 1. Анализ проблемной ситуации, определение цели и задач исследования. 2. Рассмотрение задач исследования как системы. 3. Исследование истории и современного состояния проблемы и ее различных аспектов. 4. Исследование свойств элементов системы и выявление их противоречий. 5. Установление характера противоречий. 6. Исследование структуры системы как функции ее элементов. 7. Исследование системы в целом. 8. Исходя из сущности системы, установление типов и признаков ее предельных состояний. 9. Определение условий существования системы и возможностей ее развития Общие методы исследований можно подразделить на эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент), эмпирического и теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование), теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматический метод). В горных науках, как правило, используется комплексный метод исследования. Разработка методологии научных исследований, совершенствование известных и привлечение новых методов и средств исследований, естественно, не являются самоцелью и, например, не могут быть темой диссертации в области горных наук. Процесс совершенствования непрерывен и безостановочен. Если задачи решаются какими-либо известными методами с достаточной для практических нужд точностью и достаточно просто, нет нужды изыскивать новые методы их решения пусть даже с использованием новейших технических средств, не нужно обнаучивать то, что достаточно хорошо известно и проверено. Новые методы и новые технические средства эффективны, как правило, только для решения горных задач, новых по своей сущности, или тех, точность или трудоемкость решения которых старыми методами не удовлетворяли запросам горного производства и науки. Горные науки включают в себя множество разнообразных задач, которые, как правило, находятся в сложной взаимной связи, требующей совокупного и комплексного их решения. По существу нет горных научных задач и проблем, к которым можно было бы подойти с обычной для математических задач меркой: дано и найти. Горные науки пользуются большим разнообразием известных методов исследований. Однако наибольшее распространение получил метод технико-экономического анализа, который сопровождается и основывается на графических, графоаналитических и аналитических, статистическом методах, методах вариантов, экстраполяции и интерполяции опытных и расчетных материалов. Такие отрасли горной науки, как горная электротехника, горное машиностроение, обогащение и др., весьма широко используют в решении своих задач лабораторные и натурные эксперименты. В решениях горных задач часто выявляются эмпирические закономерности и используются приемы аналитического метода, при которых устанавливаются функциональные зависимости между исследуемыми величинами на основе обобщения и анализа статистических отчетных данных. Однако специфические условия, выражающиеся в сложном характере залегания полезных ископаемых и форм месторождений, геометрически неправильном распределении в залежах полезных компонентов, разнообразии свойств полезного ископаемого и пустых пород, сложной взаимосвязи производственных процессов, затрудняют и ограничивают возможности использования средств математического анализа в решении задач горной науки. Часто трудно или невозможно установить достаточно точные математические зависимости между условиями залегания и элементами изучаемой системы, с одной стороны, и технико-экономическими результатами разработки - с другой. Именно в силу этого горные науки в решении многих собственно горных вопросов до настоящего времени не относятся к наукам точным. В них часто все еще преобладают качественные и неточные количественные сопоставления с широким использованием так называемого метода вариантов. Одна из причин этого многообразие и громоздкость технико-экономических вычислений для выявления точных и оптимальных ответов. Имеет значение также известная конъюнктурность экономических показателей, используемых при решении горных задач. Одно из наиболее важных изобретений нашего века быстродействующие электронные вычислительные машины. Это изобретение позволяет все большему числу наук, в частности, горным наукам, перейти в разряд точных. Современный мир научных исканий означает прежде всего работу и творчество исследователя в гораздо более математизированном мире (см. Геоинформатика). Вычисление с помощью машин дает лучшие и более быстрые результаты только при условии хорошего знаний математики широким кругом горняков, которым надлежит использовать новые возможности, предоставляемые наукой. Поэтому математическое образование и научное вооружение научных работников горного профиля должны непрерывно совершенствоваться. Горные науки для решения непосредственно горных задач, к сожалению, пока еще имеют на вооружении очень мало собственных современных приборов. Решение части задач горного производства возможно путем использования устройств общего приборостроения. Вместе с тем специфичность задач и проблем остро ставит вопрос о созданий самостоятельной, достаточно мощной, идущей быстро вперед отрасли горного приборостроения. Эту задачу необходимо решать самим ученым-горнякам. Однако пока еще не сформулированы специфические требования, технологические и технические условия на создание нужных для горных наук и производства специализированных приборов и вычислительных машин. Так, например, в подавляющем большинстве случаев решение собственно горных задач неизбежно связано с весьма трудоемкими и громоздкими расчетами объемов (запасов) полезного ископаемого различных сортов и пустых пород. Трудности вычислений многократно увеличиваются из-за обилия возможных вариантов. Эта кропотливая и тяжелая работа, которая является базой для экономических обоснований и технических решений на современном этапе, только в редких случаях выполняется универсальными средствами вычислительной техники. Для этого необходимы, прежде всего, специализированные машины, а без участия горняков-ученых, без предварительного обоснования методики действия такого рода машин нельзя рассчитывать на их серийное изготовление. При всей мощности и важности современных средств математического анализа и вычислительной техники чрезвычайно важны правильные методические основы, закладываемые в расчеты, учитывающие всесторонне и с необходимой степенью точности будущую горную технологию. Известна популярность в настоящее время кибернетики, новизна и необычность многих ее выводов, относящихся к самым различным сферам человеческой деятельности. Безусловно, большое будущее и в горном производстве принадлежит технической кибернетики, особенно управляющим машинам, осуществляющим поиски наилучшего решения поставленных перед ними задач. Они позволяют полностью автоматизировать самые сложные процессы производства. Перед горной наукой стоит проблема создания специализированных кибернетических машин и роботов, которые, подобно человеку, сами могли бы ориентироваться в обстановке и в зависимости от обстоятельств перестраивать программу своей работы. Исследование - это процесс изучения явления или предмета с целью установления закономерностей его возникновения, развития, изменения. Этот процесс включает обобщение накопленного опыта и применение соответствующих инструментов, орудий и методов познания. Итоги исследования - получение новых знаний и на их базе - практических результатов. Цель - организующее начало, представляемое и желаемое будущее событие или состояние, определяющее необходимость сделать выбор между несколькими возможностями. Все поведение исследователя есть движение от одной цели к другой. Процесс научного исследования сложен и трудоемк. Первым этапом любой работы является постановка проблемы и научной задачи. Именно от ее правильной постановки в значительной степени зависит успех всей работы. Поэтому при формулировании задачи исследований необходимо иметь полный перечень исходных условий и возможных методов ее решения. Здесь же должны быть установлены ориентировочные сроки выполнения работы и необходимые для этого условия. Вначале исследователь должен убедиться в невозможности с помощью имеющихся знаний объяснить и прогнозировать изучаемые явления и процессы. Самое серьезное внимание необходимо обратить на выявление связей рассматриваемой целевой задачи с другими вопросами. Следует также расчленить главную проблему по возможности на более простые и элементарные вопросы. Научное исследование невозможно без предварительной научной информации. Необходимо знать, что сделано и как сделано до тебя, учесть положительный опыт других и на этой основе дать свое, новое. Однако количество сведений, публикуемых в горной научной и технической литературе, непрерывно возрастает. Вместе с тем несвоевременное поступление информации и недостаток времени на ознакомление со всей литературой наносят большой ущерб координации исследований и приводят к дублированию научных работ. Очевидно, будущий путь научной информации в области горного дела это специальные запоминающие и узнающие машины в этой отрасли человеческого знания. Сбор информации должен производиться на всех стадиях исследования. Один из основных процессов научного творчества изучение литературных источников. В ходе чтения технической литературы исследователь не только формально узнает написанное, но и критически воспринимает точку зрения автора, преломляя написанное под своим углом зрения. То есть в процессе чтения происходит не только познание фактического материала, но и стимуляция своих мыслей, идей. Работая над источниками, следует вести записи главных авторских и, что особенно важно, собственных мыслей, возникающих у исследователя. Записи собирают и хранят в определенном порядке, а лучше на кар точках, что позволяет систематизировать материал и время от времени размышлять над ним, используя его при написании статей, отчетов. В работе над записями необходимо добиваться простоты, ясности, краткости изложения материала. Научный сотрудник, стремящийся познать закономерности явлений и процессов, должен накапливать определенный багаж знаний, усвоить научный язык и формулировки, постоянно повышать свою квалификацию путем чтения, бесед с коллегами, знакомства с исследованиями ученых, работающих в той же и смежных областях науки; четко формулировать цель и задачи своей работы, разрабатывать метод исследования для каждой научной задачи, обсуждать полученные новые знания и только после этого публиковать статью. Самый большой недостаток исследователя равнодушие; важными факторами успешной работы исследователя должны быть желание (сознательное стремление, цель и мотивы которого ясны) и стимулы, а не просто влечение, которое при первых же трудностях нередко пропадает. Для успешного решения проблемы (научной задачи) необходимо, чтобы исследователь, зная ее, освободился от устоявшихся взглядов на ее решение и был способен вести поиски различных подходов к нему, убирая с пути ложные предположения и уменьшая граничные условия. Каждая часть решаемой проблемы по очереди должна становиться центром внимания и рассматриваться с разных точек зрения. Необходимо отличать цель от мотива деятельности (движущая сила, причина деятельности). Цель не всегда совпадает с мотивом, но важно, чтобы она стала мотивом деятельности. Необходимо также помнить, что ученым считают не того, кто знает много фактов, а того, кто постоянно и с результатом работает умом. Для того чтобы создавать, конечно, желательно иметь хорошую память, добиваться свободного владения знаниями и материалами. Формулировка проблемы и темы исследований. Горные науки, техника и технология горных работ не могут быть сводом неизменных средств, положений и истин. История горной науки показывает, что в каждый конкретный период времени в ней содержатся как справедливые, проверенные практикой и экспериментом, так и неточные, временные и даже ошибочные положения, теории и гипотезы. По мере развития горных наук и производства не только отвергаются последние, но и меняются в корне справедливые положения и теории, поскольку меняются объективные условия, породившие их, природные условия, техника и технология извлечения полезных ископаемых из недр, потребности общества и производственные отношения. Соответственно этому проблемы и задачи горных наук так же, как и их решения, должны рассматриваться как живая отрасль знаний, находящаяся в непрерывном развитии, и периодически пересматриваться и уточняться. Возможность решения проблемной ситуации основывается на правильной ее постановке. Правила, выведенные непосредственно из логического исследования, заключаются в следующем: 1. Каждая проблема должна ставиться ясно и формулироваться кратко. 2. Пути разрешения проблемы должны логически вытекать из ее постановки. 3. Постановка проблемы сама по себе должна быть последовательной, т.е. исключать возможности того, чтобы теоретические выводы, основанные на ней, находились бы в противоречии с результатами, уже достигнутыми в экспериментальном исследовании. 4. Всякое установленное условие должно быть практически выполненным; весь ход решения и доказательства должны включать только осуществимые эксперименты. 5. Все определения, включенные в постановку проблемы или связанные с нею, должны быть ясными, обеспечивать возможность узнавания определенных процессов, когда они появляются в опыте или при теоретическом развитии. 6. Постановка задач должна давать возможность проверки выводов и при необходимости видоизменять решение их согласно экспериментальным данным. 7. Постановка вопросов не должна отвергать ни одно из эмпирических положений, а наоборот, должна допускать включение любого, точно установленного эмпирического положения, но всегда с учетом возможных изменений. Исследования предпринимаются для того, чтобы познать новые явления, процессы, объяснить ранее неясные факты, когда существующих знаний недостаточно для разрешения так называемой проблемной ситуации. Анализ ее приводит к постановке исследований. Правильная постановка и ясная формулировка целей и задач новых исследований, как известно, имеют не меньшее значение, чем их решение. В конечном плане выбор темы исследования должен определяться потребностями общества, общей и конкретной целью. Причем общая цель определяется необходимостью развития данной науки, повышения производительности труда и экономичности горного производства, а конкретная цель определяет содержание работы. Выбор темы исследования определяется профилем работы и проблемой, решением которой занимается научно-исследовательское подразделение, вместе с тем желательно связать ее с личным опытом и интересом. Ценность исследования определяется его актуальностью и перспективной значимостью для прогресса горнодобывающих отраслей промышленности. Методика исследования и эксперимент должны ясно и убедительно доказывать правомерность и экономическую полезность выводов. При выборе темы исследователю очень важно правильно оценить свои возможности. Научно-исследовательские темы могут быть широкие (рассматривать целый комплекс вопросов) и узкие (один-два вопроса). Определение размера выполняемой работы лучше всего делать индивидуально. Начинающим исследователям целесообразно принимать к исполнению темы узкого плана с ограниченным кругом исследуемых вопросов, входящих в большую общую тему, выполняемую в широком плане развития определенных областей горных наук. Название темы должно быть кратким (не в ущерб ясности), раскрывать научную задачу, цель и содержание работы, уместным, конкретным и, конечно, интересным. Очень часто встречаются неудачные названия тем, или приведенные в формулировке слова не несут смысловой нагрузки (излишни). В горных науках, как ни в каких других-областях науки, объект исследования с точки зрения количественного анализа поддается определению с большими трудностями и допущениями. Каждый объект разработки месторождение полезных ископаемых представляет собой бесконечную сложность явлений, причем отдельные экспериментальные исследования не поддаются точному воспроизведению. Различные условия залегания, состав полезного ископаемого, степень разведанности и изученности не позволяют в процессе исследования сделать универсальные количественные выводы. В силу неоднородности условий месторождений количественные зависимости имеют приближенный характер и могут изменяться в широком диапазоне. Решать задачу по разработке месторождений полезных ископаемых точно можно только при допустимой идеализации ряда условий (равномерность проницаемости, распределение полезного компонента и т.п.). Все эксперименты по разработке в естественных условиях термодинамически необратимы и по существу разрушают объект исследования. Для практической значимости результатов физические допущения, лежащие в основе анализа, должны согласовываться с усреденными величинами, характерными для естественных условий. Конечной целью исследования в горной науке является получение результата, обеспечивающего максимальную эффективность при эксплуатации месторождений полезных ископаемых, т.е. максимальное извлечение полезных ископаемых или компонентов требуемого качества при минимальных затратах с соблюдением экологических законов. Исследование экономических результатов является неотъемлемой частью любой горной науки, поскольку любые решения будут в очень малой степени использоваться промышленностью, если их применение экономически нецелесообразно. Опыт разработки одного конкретного месторождения при адекватном перенесении результатов на другое месторождение, несмотря на кажущуюся однородность месторождений, может привести к большим просчетам. Каждое месторождение полезных ископаемых и каждый процесс являются объектом индивидуального изучения и анализа в зависимости от индивидуальных геологических и физико-технических условий. Исследовательская работа может считаться завершенной только в том случае, если ее результаты закреплены в письменной форме и ими могут пользоваться специалисты. В прежние времена научные работы издавались в виде трактатов, диалогов, рассуждений и т.п. Такие формы изложения научных разработок с течением времени сменились новыми формами. В настоящее время публикуются монографии, статьи в научных журналах, доклады, тезисы докладов, рефераты, авторефераты, сообщения. Приобрели широкое распространение системы депонирования и препринтов. При депонировании подготовленная к печати научная работа предлагается на хранение в информационный центр, публикующий о поступившей работе краткое сообщение. При поступлении запроса на эту работу центр выдает ее копию. Система препринтов состоит в небольшом количестве копий научной работы, рассылаемых для ознакомления с нею узкого круга специалистов. К непубликуемым формам научной литературы относятся диссертационные работы и отчеты научно-исследовательских работах. Стиль современной научной работы должен характеризоваться строгой логикой изложения, объективностью, точностью и ясностью языка. Символика и терминология в ней должны соответствовать соответствующим стандартам. Горные науки обязаны решать проблемы и давать свои рекомендации по главным вопросам разработки месторождений на несколько десятилетий вперед. При этом надо помнить о том, что интенсивная разработка выдвинутых проблем и практическое использования рекомендаций могут осуществляться не так быстро, как в ряде отраслей народного хозяйства. Отсюда вытекает насущная необходимость этапного рассмотрения и решения проблем при продолжительности этапов в 815 лет. В помощь начинающему изобретателю. Горное дело и горные науки с учетом их возраста не избалованы открытиями и изобретениями, помогающими реализовать научно-технический прогресс, за исключением, пожалуй, сферы некоторых видов горного оборудования. Во всяком случае, их число и сущность не соответствуют народно-хозяйственной значимости горного производства и горных наук. Бытует привычка думать все уже известно, открыто, изобретено, да и к чему известные всем хлопоты изобретательства. Каждое новое поколение наследует от предыдущего определенную сумму значений, различных технических устройств, веществ, способов, технологических приемов и т.п. Диалектика прогресса определяет дальнейшее развитие техники, основанием которого служит развитие науки и создание новых технологий и технических устройств, существенно отличающихся от известных. В горных науках ускорение научно-технического прогресса также тесно связано с изобретением новых способов и устройств. В то же время результаты изобретательства зависят и от достижений наук. Эта зависимость между развитием горных наук и изобретательством привела к увеличению числа изобретений, значительная часть которых является продуктом связи современных горных наук с горным производством. Следует особо отметить, что темпы роста производства и его экономическая эффективность могут быть велики только в том случае, когда применяются современные технологии, основанные на применении изобретений. Особенности изобретателя браться за необычное, наитруднейшее, обходиться своими силами, решать лично и с полной личной ответственностью делают его активным борцом в научно-техническом прогрессе. Его идеи могут расшатать окаменелость научных и производственных догм и, следовательно, помочь прогрессу. Кто ищет тот найдет! Изобретение является продуктом творческой активности и его природа лежит в способности человеческого мозга не только отражать объективную реальность окружающего мира, но и творить эту реальность. Творческая мысль изобретателя должна быть направлена на коренное усовершенствование горных технологий, производственных процессов и оборудования, а это возможно только в процессе поиска новых решений. Есть немало приемов в изобретательском творчестве. Вот некоторые из них. 1. Превратить бесполезное в полезное, вред в пользу (пустая порода, хвосты и т.п.). 2. Использовать: дешевую недолговечность взамен дорогой долговечности; непрерывность полезного действия взамен его периодичности; прием сделай наоборот; прием дробления на части; прием выделения местного (частного) качества; прием предварительного действия (или антидействия) ; прием изменения агрегатного состояния объекта; прием применения композитов; прием фазовых переходов, теплового расширения, сильных окислителей, инертной среды и др. Изобретением признается новое, обладающее существенными отличиями, техническое решение задачи, дающее положительный эффект. Техническим признается решение, удовлетворяющее следующим условиям: решение содержит указание на технические средства или способы; решение осуществимо, т.е. пригодно для использования. Последнее условие означает, что с помощью известных приемов и средств техники оно может быть осуществлено, внедрено в производство и является работоспособным. Следует отметить, что под осуществлением понимается возможность неоднократного воспроизведения. Имеющим существенные отличия признается техническое решение если по сравнению с решениями, известными науке и технике оно характеризуется новой совокупностью признаков. При этом возможны различные варианты: совокупность состоит полностью из новых признаков; совокупность образует часть новых и часть известных признаков- вся совокупность состоит из известных признаков, но в таком сочетании они раньше не встречались. Известные в данной совокупности признаки характеризуют современное состояние науки и техники, а новые признаки обеспечивают научно-технический прогресс. Под положительным эффектом понимают конкретную пользу которую принесет изобретение, использованное на практике. Эта польза может заключаться в росте производительности труда, снижении затрат на материалы и энергию, улучшении безопасности и т.п. Этот положительный эффект должен быть постоянным, а не эпизодическим. Проблемы горной промышленности и комплекса горных наук Академик В.В. Ржевский.

Автокран Terex TC60\L



Автокран Terex TC60L, 2008 г.в., наработка 0 м/ч, грузоподъемность 60т, шоссейный. Цена существенно ниже рыночной. Имеются крупногабаритные шины других марок, моделей и размеров. Доставка по России и странам Таможенного союза. Контактная информация Дмитрий Барский 8(911) 4004490, 8(8142) 594090, 592090, 634490 mail@k-tehnika.ru

Взрывозащищенный светильник ЛСП03ВЕх-1х65, MIXZ67 258, MAXZ67 218, ЛСР01-40



ООО «Электротехническая база» предлагает взрывозащищенные энергосберегающие светильники с люминесцентными лампами (типа ЛБ/ЛД) MIXZ67 218, MIXZ67 236, MIXZ67 258, MAXZ67 218, MAXZ67 236, MAXZ67 258, ЛСП 03ВЕх-1х65, ЛСП 03ВЕх-1х80, ЛСП 03ВЕх-2х65, ЛСП 03ВЕх-2х80 (Н4Т4Л, Н4Т5Л), ЛСП 66Ех-1х18, ЛСП 66Ех-2х18, ЛСП 66Ех-1х36, ЛСП 66Ех-2х36, ЛСП 66Ех-1х58, ЛСП 66Ех-2х58, ЛСП 66Ех-1х65, ЛСП 66Ех-2х65, ЛСП 66Ех-1х80, ЛСП 66Ех-2х80, ЛПП 05УЕх-1х18, ЛПП 05УЕх-2х18, ЛПП 05УЕх-1х36, ЛПП 05УЕх-2х36, ЛПП 05УЕх-1х58, ЛПП 05УЕх-2х58, ЛПП 08УЕхn-1х18, ЛПП 08УЕхn-2х18, ЛПП 08УЕхn-1х36, ЛПП 08УЕхn-2х36, ЛПП 08УЕхn-1х58, ЛПП 08УЕхn-2х58, GRX3 218, GRX3 236, ЛСР 01-20, ЛСР 01-40.  (495) 645-08-58, 645-09-08 Контактная информация Александр Наровенков (495) 645-08-58, 645-09-08 etbaza@mail.ru


np216078.htmlnp212712.htmlnp211549.htmlnp219792.htmlnp214544.htmlnp219608.htmlnp211327.htmlnp218506.htmlnp214674.htmlnp211622.htmlnp215469.htmlnp212143.htmlnp212182.htmlnp21995.htmlnp213979.htmlnp216407.htmlnp21961.htmlnp219741.htmlnp215400.htmlnp219933.htmlnp212467.htmlnp215043.htmlnp214577.htmlnp212055.htmlnp214315.htmlnp213107.htmlnp21812.htmlnp219169.htmlnp211245.htmlnp213026.htmlnp216171.htmlnp213858.htmlnp219735.htmlnp217617.htmlnp213686.htmlnp219786.htmlnp213889.htmlnp215269.htmlnp215876.htmlnp215628.html